Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 481 г.Челябинска»
Воскресенье, 05.05.2024, 13:59
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методическая копилка » Из опыта работы педагогов ДОУ

Обучение детей игре в шашки

Опыт работы по обучению детей
старшего дошкольного возраста игре в шашки.

Многим родителям и воспитателям хотелось бы иметь какой-то один универсальный способ, волшебный рецепт воспитания умных, общительных, сообразительных детей. Однако, такого рецепта нет и быть не может!
Многие родители нашли выход – компьютерные игры, за которыми дети готовы просиживать часами. Но машина не заменит живого непосредственного общения с ребёнком. Мы же предлагаем взамен компьютеру увлекательную настольную игру - шашки. Эта занимательная игра служит не только для развлечения, но и для развития логического мышления, смекалки, сообразительности, вырабатывает умение мыслить абстрактно, воспитывает усидчивость, развивает пространственное воображении и память, умение предвидеть результат своей деятельности. Процесс обучения азам игр в шашки способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе. Наиболее важными для дошкольника в шашках являются такие свойства, как сосредоточенность и устойчивость внимания. Сосредоточенность в равной степени необходима, как при восприятии, так и в запоминании, воспроизведении, деятельности мышления и воображения. Для рассеянного и невнимательного ребёнка, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания развивающая за шашечной доской – драгоценное приобретение. Многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом их серьезного увлечения шашками. Все это мы проговариваем родителям на наших встречах с ними, мотивируя тем самым дома поддерживать и развивать интерес к шашкам.
Толчком к освоению такого опыта работы с детьми по обучению игре в шашки стала подготовка к Спартакиаде дошкольников. В сентябре 2012г детям 5-7 лет предложили поиграть в шашки в свободной досуговой форме. Дети заинтересовались игрой и в октябре приняли участие в соревнованиях внутри своей группы, а затем и между группами. Интерес к игре активно поддержали родители. Кто-то купил шашки и всей семьёй стали играть, кто-то установил обучающую программу на компьютере и серьёзно стали изучать правила и комбинации. Главное – не оказалось равнодушных к этой игре. В группах дети уже с большим интересом играли и между собой, и с воспитателем, строго соблюдая правила. В декабре дети снова приняли участие в соревнованиях, но уже среди детских садов Калининского района. Результат превзошёл все ожидания: наши воспитанники победили!
Этот небольшой опыт позволил систематизировать работу по обучению детей игре в шашки. Стало ясно, что детям необходимы регулярные занятия, досуги и соревнования. Чтобы осуществить эту работу, необходимо участие всего педагогического коллектива: воспитателей, психолога, инструктора по физической культуре, старшего воспитателя, заведующего детским садом и, конечно же, родителей. Поэтому такую обширную работу мы включили в проектную деятельность «Весёлая шашка».
В каждую группу родители принесли по несколько наборов шашек. С воспитателями групп был проведен мастер-класс по правилам игры в шашки.
Основная задача педагогов и родителей: привить детям любовь к древней и мудрой игре. Часто задают вопрос: «Как играть с ребёнком?» Вопрос далеко не праздный. Можно сделать вид, что проиграл, но злоупотреблять этим не следует: дети могут привыкнуть к легким победам, и проигрыши, даже со сверстниками, будут восприниматься ими весьма болезненно. После игры следует разобрать с детьми их наиболее типичные ошибки. Нужно приучать детей из нескольких возможных ходов выбирать самый лучший, сильнейший в данной позиции. Чтобы детям было интересно, мы рекомендуем включать в обучение дидактические игры, игры – забавы. Родители не просто поддержали наши игры, но и отнеслись ответственно и серьёзно к подготовке детей к соревнованиям. Несколько детей стали посещать тренировки спортивной школе №9 по шашкам и заниматься у тренеров Хасиповой Людмилы Николаевны и Карпова Виктора Михайловича.
Игра в шашки в нашем детском саду набрала популярность. В середине года мы пригласили родителей сразиться на соревнованиях с детьми. Пришли не только родители, но и братья, сёстры, бабушки и дедушки! Для судейства таких соревнований пригласили чемпионку России по игре в русские шашки Хасипову Елену и её тренеров: Людмилу Николаевну и Виктора Михайловича. Конечно, интерес к соревнованиям по шашкам стал очень высок. Да и уровень игровых навыков детей тоже вырос. Четыре года подряд дети нашего детского сада занимали высокие места на городской Спартакиаде дошкольников: 2012г-3место, 2013-2-место, 2014г-1 место, 2015г-1 место.
Проанализировав свою деятельность, результаты последних трёх лет, мы сделали вывод, что не зря учили детей играть в шашки. В школе они успешны, самостоятельны, активны, умеют логически мыслить, предвидеть результат своей деятельности, умеют правильно принять победу и поражение, участвуют в турнирах и соревнованиях, им легко с учёбой.
Все дети изначально талантливы. Но, знакомя их с элементарными правилами игры, следует помочь усвоить ребенку, что шашки – дело занимательное, увлекательное, но это так же каждодневный труд, упорный и настойчивый.
Шашки удачно сочетают в себе спорт и искусство, объединяют все весовые и возрастные категории. Эта увлекательная игра – средство воспитания и обучения, причём ненавязчивого, интересного и увлекательного. Она может стать и хорошим домашним досугом или хобби. Во первых, это не сложная игра, во вторых, финансово не обременяет семью, в третьих – она интересна и полезна всем.
В завершении своей части выступления я хотела бы назвать наших выпускников-разрядников:
2012-2013гг.
Яковлева Соня 1 взрослый
Маркова Влада, Бахарев Глеб, Пушкарев Костя
2013-2014гг.
Шведова Люба 3 взрослый
Белова Настя, Костин Леша, Богдановский Олег
2014-2015гг.
Ларкина Алена 1 взрослый
Комлева Даша 1 взрослый, на УРФО выиграла три первых места
Ишкильдин Денис 2 взрослый
Добряков Дима
2015-2016гг Закирьянова Алсу 1 взрослый, на УРФО 1 место среди старшего возраста
Васильева Соня 2 взрослый
Глушков Андрей 1 юношеский
Гаттиатулин Лев
2016-2017гг
Закирьянов Тимур 2 взрослый
Балин Артем 1 юношеский
Сидорова Анфиса, Гайдук Алена

Категория: Из опыта работы педагогов ДОУ | Автор: Леонова Ю.В.
Просмотров: 1258 | Рейтинг: 5.0/1
При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт detsad481.ucoz.ru обязательна.
Массовое копирование материалов запрещено!